Григорианский календарь и рпц

В этот день, 15 октября 1923 года, Патриархом Русской православной церкви Тихоном был введен григорианский  новоюлианский календарь, таким образом формально церковные праздники в католической, протестантской и Русской православной церквях должны были бы совпадать по времени вплоть до 2800 г. Но уже через 24 дня это правило было отменено самим Патриархом.

Большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, в 1923 году приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь.

Одним из основных требований советской власти к церковным иерархам РПЦ того непростого времени было введение нового летоисчисления в богослужебную жизнь. 18 сентября 1923 г. Антирелигиозная комиссия на своем заседании постановила: «Признать целесообразным, чтобы Тихон и К-о в первую очередь фактически провели в церкви новый стиль, разгромили приходские советы и ввели второбрачие духовенства, для чего разрешить им издание журнала». Введение нового стиля, как считали в руководстве новой страны, смогло бы внести раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих ассоциировался с обновленчеством.

24 сентября 1923 г. на совещании епископов под председательством Патриарха постановили срочно принять новый стиль. Было составлено послание, в котором переход на новый стиль обосновывался единством с Православными Церквами Востока. Послание было прочитано 14 октября по новому стилю во время патриаршего служения в московском Покровском монастыре. Причем указы о введении нового стиля были разосланы только благочинным Москвы, а епархиальные архиереи их не получали.

Пользуясь тем, что к началу ноября послание не было своевременно отпечатано в типографии властями, Патриарх 8 ноября 1923 г. распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Так, новое летоисчисление формально просуществовало в РПЦ только 24 дня. Как утверждают различные источники того времени и свидетельства очевидцев, Патриарх Тихон не собирался вводить новое время в жизнь Православной Церкви, это была лишь уступка в малом во имя сохранения большего.

Окончательная точка в решении этого вопроса была поставлена в 1948 году на Московском совещании Православных церквей: Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь.

Из-за разницы в системах летоисчисления в 45% случаев католики отмечают Пасху на неделю раньше православных, совпадение дат происходит в 30% случаев. В 20% разница равна пяти неделям, в 5% случаев разница - 4 недели. Разницы в 2 или 3 недели не бывает.