Григорианский календарь и рпц

В настоящее время Русская (за исключением некоторых зарубежных приходов, а также румынских приходов Черновицко-Буковинской епархии), Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Польская и Украинская православные церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарём, все остальные поместные церкви — новоюлианским, который до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, поэтому иногда его ошибочно называют григорианским.

Новоюлианский календарь был введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение вызвало несогласие в церкви, новый стиль действовал только 24 дня.

Одним из основных требований советской власти к церковным иерархам РПЦ того непростого времени было введение нового летоисчисления в богослужебную жизнь. 18 сентября 1923 г. Антирелигиозная комиссия на своем заседании постановила: «Признать целесообразным, чтобы Тихон и К-о в первую очередь фактически провели в церкви новый стиль, разгромили приходские советы и ввели второбрачие духовенства, для чего разрешить им издание журнала». Введение нового стиля, как считали в руководстве новой страны, смогло бы внести раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих ассоциировался с обновленчеством.

24 сентября 1923 г. на совещании епископов под председательством Патриарха постановили срочно принять новый стиль. Было составлено послание, в котором переход на новый стиль обосновывался единством с Православными Церквами Востока. Послание было прочитано 14 октября по новому стилю во время патриаршего служения в московском Покровском монастыре. Причем указы о введении нового стиля были разосланы только благочинным Москвы, а епархиальные архиереи их не получали.

Пользуясь тем, что к началу ноября послание не было своевременно отпечатано в типографии властями, Патриарх 8 ноября 1923 г. распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Так, новое летоисчисление формально просуществовало в РПЦ только 24 дня. Как утверждают различные источники того времени и свидетельства очевидцев, Патриарх Тихон не собирался вводить новое время в жизнь Православной Церкви, это была лишь уступка в малом во имя сохранения большего.

Окончательная точка в решении этого вопроса была поставлена в 1948 году на Московском совещании Православных церквей: Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь.

Из-за разницы в системах летоисчисления в 45% случаев католики отмечают Пасху на неделю раньше православных, совпадение дат происходит в 30% случаев. В 20% разница равна пяти неделям, в 5% случаев разница - 4 недели. Разницы в 2 или 3 недели не бывает.